Имеет ли право управляющая компания взимать плату

Содержание

Может ли управляющая организация взимать с жителей дополнительную плату за замену общедомовый прибор учёта

Имеет ли право управляющая компания взимать плату

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

Одпу устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ.

Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).

  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).

  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

Уо должна учитывать возможные траты на замену одпу при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов.

В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ.

Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Источник: https://roskvartal.ru/pribory-uchyeta/10419-mozhet-li-uo-vzimat-s-zhiteley-dopolnitelnuyu-platu-za-zamenu-odpu

Незаконность взимания платы за содержание не принадлежащей собственникам придомовой территории

Имеет ли право управляющая компания взимать плату

Под придомовой территорией следует понимать земельный участок на котором расположен жилой многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Границы земельного участка относящегося к придомовой территории определяются на основании данных государственного кадастрового учета.

К работам по содержанию придомовой территории относятся регулярная уборка мусора, очистка урн, чистка снега, посыпание обледенелых дорожек песком зимой, уход за газонами и иными зелеными насаждениями и др.

Но всегда ли взимание платы за содержание придомовой территории обосновано и законно? Практика показывает – в большинстве случаев нет. Взимание такой платы с собственников помещений возможно только в случае, если придомовая территория входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В противном случае, действия по начислению платы противоречат нормам действующего законодательства РФ.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность управляющих компаний, является Жилищный Кодекс РФ.

Согласно ч.2, ст.162, ЖК РФ

по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме

Данная норма определяет предмет договора управления – производство работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в этом доме.

По своей правовой природе, договор управления является договором возмездного оказания услуг, где собственники многоквартирного дома (заказчик), поручают управляющей компании (исполнителю) за плату выполнять работы и оказывать услуги по содержанию принадлежащего таким собственникам общего имущества.

По общему правилу, действия по осуществлению прав требования и исполнения обязанностей, образующих состав обязательства, совершаются сторонами договора, и каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны.

Исполнение обязательств в адрес третьего лица, без соответствующего соглашения сторон договора недопустимо.

Соответственно и условий, согласно которым у собственников возникает обязанность оплаты услуг, получателем которых является иной субъект, договор управления многоквартирным домом содержать не может.

Частью 3 указанной статьи установлены иные существенные условия договора управления, одним из которых является указание состава общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление.

Определение состава общего имущества в многоквартирном доме должно соответствовать Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г.

Пункт 3 Правил указывает, что

при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

А в случае расхождения сведений о составе общего имущества пунктом 4 Правил устанавливается приоритет сведений, содержащихся в Реестре.

В соответствии с ч.5, ст.16 ФЗ № 189 “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”

с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме

Из содержания данной нормы следует, что в случае если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственником земли под многоквартирным домом является субъект, соответствующего административно – территориального образования. Соответственно и право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента его постановки на государственный кадастровый учет.

Аналогичной позиции придерживается ВС РФ. Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено что,

при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ В частности, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”)

Также, в соответствии с пп. в), п.15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 491 в состав услуг и работ, не входят:

уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков

Согласно ч.1, ст.39 ЖК РФ

собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме

В соответствии со ст. 210 ГК РФ

собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

Данные положения устанавливают, обязанность для собственников содержания имущества, принадлежащего именно собственникам.

Также законодательство не допускает возможности взимания с граждан платы за услугу им не оказанную. В соответствии со ст.781 ГК РФ, ст.37 ФЗ № 2300 -1 потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги.

В нашем случае, услуги не оказывались собственникам помещений, они были оказаны иным лицам, являющимся собственниками имущества, в отношении которого производились работы по его содержанию. Соответственно у собственников не возникает обязанности оплачивать данные услуги.

В отсутствие правовых оснований, возложение на собственников помещений МКД обязанности содержания имущества, принадлежащего иному субъекту, незаконно. Начисление платы за не оказанные услуги является недопустимым и необоснованным, данные суммы начисленных платежей подлежат возврату и исключению из платежных документов.

На практике, установить законность взимания платы за содержание прилегающего земельного участка довольно просто, для этого необходимо:

1. подать письменный запрос в управляющую организацию, с требованием предоставления следующей информации:

  • какова площадь прилегающего к многоквартирному дому земельного участка, в отношении которого проводятся работы по его содержанию;
  • какова стоимость таких работ из расчета руб./1кв.метр жилья.

2. получить в МФЦ выписку из кадастрового паспорта земельного участка многоквартирного дома, где будет указана площадь участка, а также его собственник.

Далее смотрим, какова согласно выписке площадь участка и в строке «правообладатель», кто является ее собственником. Важно: земельный участок включает в себя и площадь, находящуюся под многоквартирным домом, и ее необходимо вычесть из площади указанной в выписке, поскольку ни каких работ по ее содержанию управляющей организацией не проводится.

Если в строке «правообладатель» содержится запись «общая долевая собственность» – участок принадлежит собственникам квартир.

В случае, если такая запись отсутствует – участок не принадлежит собственникам, соответственно и взимание платы за его содержание незаконно.

Если придомовой участок принадлежит собственникам, но его площадь меньше той за содержание которой управляющая организация взимает плату, начисление платы за излишнюю, не принадлежащую собственникам площадь, также незаконно.

В том случае, если выявилось, что участок не принадлежит собственникам, либо завышена площадь, в отношении которой проводятся работы по ее содержанию, необходимо направить в адрес управляющей организации претензию со следующими требованиями:

  • возместить незаконно полученные денежные средства за содержание прилегающей к дому за три года, предшествующие дате принятия настоящего требования.
  • привести в выставляемых собственникам платежных документах размер платы за содержание придомовой территории в соответствие с данными государственного кадастрового учета.

В случае отказа, направляется соответствующая жалоба в Управление Государственного жилищного надзора.

Поддубный Сергей Николаевич

15.08.2018 09:40

Источник: https://ConsJurist.ru/content/2094

Ловушка в квитанции: как заставляют платить за ЖКХ больше

Имеет ли право управляющая компания взимать плату

Коронакризис подкосил доходы многих простых россиян. Некоторым стало даже нечем платить за услуги ЖКХ. Но коммунальщики не торопятся взыскивать долги по суду: это хлопотно. Вместо этого некоторые управляющие компании решили заработать на тех, кто по своим счетам платит. Как определить, что вас обманывает УК, и как с этим бороться, разбирался Лайф.

Сергей и Наталья живут в Подмосковье. С сентября они заметили, что в их платёжке цифра оплаты за общедомовые нужды выросла почти на 300 рублей. В доме, где живут Сергей и Наталья, семнадцать этажей, на каждом этаже по четыре квартиры, а всего подъездов пять.

То есть управляющая компания (УК) стала ежемесячно доначислять их дому примерно 102 тыс. рублей. Молодые люди решили выяснить, с чем связано такое увеличение расходов.

На первый взгляд, всё просто: общедомовые нужды (ОДН) — это затраты воды и электроэнергии, необходимые для работы инженерных коммуникаций дома и обслуживания подъездов и прочих помещений общего назначения.

Логично, что для установления суммы ОДН для каждого жильца достаточно выполнить нехитрые арифметические действия: взять показания общедомовых счётчиков, умножить на тариф, отнять от полученной суммы то, что должны платить все жильцы, исходя из показаний их квартирных счётчиков, а то, что останется, — это и есть сумма общедомовых нужд, которая делится на количество всех квартир в доме.

Недвижимость освободили от налога на богатых

Сергей обратился в свою УК с просьбой предоставить информацию о расчётах общедомовых расходов, но ответа на его запрос не последовало.

Тогда он обратился в жилищную комиссию, где его заверили, что затребуют в УК и проверят все данные, но этим чиновники и ограничились.

И только после того, как общее собрание жильцов дома, инициированное Сергеем, обратилось в прокуратуру, была назначена и проведена проверка, которая выяснила, что УК стала завышать затраты.

Фото © ТАСС / Геодакян Артём

Как пояснил руководитель УК, дополнительные средства понадобились якобы для проведения срочных ремонтных работ. Однако проверкой было установлено, что по факту таких работ не проводилось.

По представлению прокуратуры Государственная жилищная инспекция оштрафовала УК на 50 тысяч рублей и обязала зачесть сумму переплат, внесённых жильцами, в счёт будущих периодов.

Ситуация Сергея и Натальи не единична, — утверждает заведующий “Западной коллегии адвокатов г. Москвы” Александр Инютин. — Хотя в их конкретном случае для всех жильцов дома, в котором они проживают, разбирательство закончилось с положительным результатом, но, к сожалению, так происходит нечасто.

Сейчас в соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 424 действует временный мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги, при этом до 1 января 2021 года введён запрет на отключение потребителей от услуг ЖКХ, даже если они являются неплательщиками.

В связи с этим некоторые УК стараются “оптимизировать” доходы за счёт тех, кто исправно оплачивает ЖКУ.

Такие нечестные коммунальщики либо, как в ситуации Сергея, поднимают стоимость своих услуг под предлогом оплаты неких обязательных работ, либо просто завышают реальную стоимость расходов на потребляемые ресурсы или работы и пользуются тем, что граждане практически никогда это не проверяют, хотя имеют полное право.

Фото © ТАСС / Геодакян Артём

С Инютиным согласен и участник движения “Народный контроль ЖКХ” Александр Касаткин.

УК завышают цифры в строчке “оплата ОДН”, потому что многие собственники квартир просто не проверяют эти расходы, — считает он.

Есть россияне, которые вообще ставят в банковском приложении автоплатёж за услуги ЖКХ и не смотрят даже на показания своих квартирных счётчиков.

У таких пришла платёжка — и деньги сразу списались на её оплату. Для УК это идеальный вариант.

Постановлением Правительства РФ № 354 ОДН включены в состав платы за содержание жилого помещения. Перечень коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, приведён в ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.

При этом в письме Минстроя № 12368-АЧ/04 дополнительно уточняется, что в каждом субъекте Федерации приняты отдельные нормативы максимальной величины ОДН в доме определённого типа, с определённой площадью чердачных, подвальных помещений и других, относящихся к общедомовому хозяйству.

УК может начислить плату ниже норматива, если так выходит по общедомовому счётчику, но выше — не может.

Согласно пп. “е” п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, собственник имеет право в любой момент запросить у УК сведения о показаниях общедомовых приборов учёта и проверить правильность расчёта платежей. Такие данные должны быть предоставлены в течение одного рабочего дня со дня обращения.

Но, как показала ситуация Сергея и Натальи, некоторые УК не торопятся исполнять закон.

Некоторые УК используют целый набор методов, чтобы увеличить затраты жильцов, а свой доход нарастить.

Это и фиктивные домовые аварии, на которые списывают повышенный расход воды и электроэнергии; это и профилактические работы, которые никто не проводил, но они были жильцами оплачены; это и использование разницы между показанием общедомового счётчика и нормативом по региону (когда по счётчику можно было начислить меньше, но УК начислила по нормативу, потому что так больше). Бороться со всеми этими поборами можно, достаточно только внимательно относиться к своим платежам.

Фото © ТАСС / Смирнов Владимир

Если при сравнении платёжек за четыре-пять месяцев вы обнаружили, что сумма за ОДН колеблется, это верный признак того, что УК пытается брать больше положенного.

Имеет смысл составить обращение к своим коммунальщикам и запросить показания общедомовых приборов, сравнить их с региональными нормативами, найти которые можно или на сайте правительства своего региона, или на портале Федеральной антимонопольной службы.

Обнаружили, что требования коммунальщиков выше, чем зафиксировали общедомовые счётчики? Следует обратиться с жалобой в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру. Если не добились ответа там, можно обратиться за судебной защитой. Как показывает практика, суды в большинстве своём выносят решения, обязывающие УК вернуть всё, что они взяли незаконно.

Источник: https://life.ru/p/1351684

Вс рф: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с рсо, а все собственники помещений платят напрямую

Имеет ли право управляющая компания взимать плату

Новости и аналитика Новости Вс рф: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с рсо, а все собственники помещений платят напрямую

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать “общедомовые” коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае – в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать “общедомовую” холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Документы по теме:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1209544/

Обязаны ли жильцы дома платить за домофон?

Имеет ли право управляющая компания взимать плату

Рассказываем, насколько законна ежемесячная плата за домофон, можно ли отказаться от него единолично и нужно ли платить за обслуживание устройства в период действия гарантии.

– В интернете видела много роликов о том, как домофонные компании наживаются на ежемесячных платежах за обслуживание. При этом вроде как есть письмо правительства, в котором написано, что включение абонентской платы за домофон в квитанции за коммуналку незаконно. Получается, что мы не должны платить за обслуживание домофона?

За последние несколько лет проблема «домофонных» платежей стала всё чаще подниматься в обществе. При этом возникают вопросы не только о том, как расторгнуть договор с обслуживающей компанией, но и законна ли вообще ежемесячная абонентская плата.

Согласно письму Министерства регионального развития от 23.08.

2010 №30665-ИБ/14 «О порядке установления домофона», домофон является общим имуществом в многоквартирном доме, а его обслуживание входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества и является обязанностью управляющей организации. В этом же письме говорится, что предъявление собственникам к оплате услуги «обслуживание домофона» является необоснованным и незаконным.

Однако, как отмечает руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Кировской области Сергей Улитин, решение об установке домофона и оплате за него должно приниматься на общем собрании собственников многоквартирного дома (ст.

44 Жилищного кодекса РФ), и если было решено включить эту плату в общий коммунальный счёт, то это вполне законно. А вот если УК самостоятельно установила домофоны и впоследствии предъявила собственникам плату за них, то такие действия являются неправомерными.

По теме

Что делать, если пришёл счёт за отключенный домофон?

4104 3

Аналогичный ответ дали и в управлении Роспотребнадзора по Кировской области: решение о том, каким образом оплачивать обслуживание домофона, принимается исключительно на собрании собственников жилья.

Кроме того, есть ещё два варианта начисления платы за домофон: включение её в строку за содержание общего имущества (с соответствующим увеличением суммы) или отдельная квитанция за обслуживание домофона.

За что взимается абонентская плата?

Все услуги, которые обязана выполнять обслуживающая организация, должны быть подробно прописаны в договоре. Если компания ненадлежащим образом исполняет прописанные обязанности, это может послужить причиной для отказа от её услуг.

Если иное не предусмотрено договором, то обычно в абонентскую плату за обслуживание домофона входит:

  • технический осмотр оборудования (при этом сроки его проведения должны быть указаны в договоре);

  • ремонт домофонной трубки;

  • ремонт домофонной установки на входной двери в подъезд;

  • выезд для устранения поломки;

  • восстановление линий связи.

И здесь возникает вполне логичный вопрос: имеет ли право обслуживающая организация взимать плату за ремонт оборудования в случае его поломки, если жильцы ежемесячно вносят абонентскую плату?

По словам Сергея Улитина, если случилась поломка домофонной установки на входной двери в подъезд, то есть общедомового имущества, то дополнительная плата взиматься не должна, так как собственники уже платят за содержание общего имущества дома. Что касается ремонта домофонной трубки в квартире, то тут всё зависит от условий договора: если такие работы прописаны в этом документе, то дополнительно платить за ремонт не нужно.

При этом, как уточняют в управлении Роспотребнадзора, обслуживающая компания может и не предоставлять каждый раз специальные акты о выполнении техобслуживания: порядок отчёта определяется исключительно условиями договора. То есть это могут быть как периодические акты о предоставлении обслуживания (раз в месяц, в квартал или в год, например), так и записи в книге учёта обслуживающих компаний или же любой другой вид отчётности.

– Купил квартиру, приходит квитанция за некое обслуживание домофона, хотя домофон является общедомовой собственностью, и лично я никаких договоров не заключал. Ну это ладно… Звоню, чтобы расторгли договор (не приходили квитанции), мне отвечают, что это нереально, что это подъезд заключил договор и лично со мной его расторгнуть не могут. Как расторгнуть с ними договор?

По теме

Кто должен прибираться в подъезде?

9438 8

Как подчёркивает Сергей Улитин, за домофон как за общедомовое имущество платить необходимо, если есть решение общего собрания собственников. То есть даже если лично вы не заключали договор с обслуживающей компанией или были против, но такое решение было принято на собрании большинством , то платить всё равно придётся. Однако, если речь идёт о домофонной трубке в квартире, то от этой услуги можно отказаться в одностороннем порядке, и тогда сумма абонентской платы будет уменьшена. На сколько – зависит от условий договора с обслуживающей организацией. Для этого нужно уведомить организацию-исполнителя. При этом компания не вправе забрать у вас ключ от домофона, поскольку он обеспечивает вход в подъезд, а значит, и доступ к жилью, и это право не может быть ограничено. Но стоит особо выделить, что за пользование общим имуществом, то есть входной дверью и домофонной установкой на ней, платить всё равно придётся.

– В доме ужасно работает домофон, точнее, он совсем не работает в холода: чуть ниже 13 – 15 градусов мороза – двери не открывает. Дети жильцов, приходя домой из школы, не могут попасть домой, взрослые в это время обычно отсутствуют. Оставляли много заявок организации, обслуживающей домофон, но максимум, что они сделали – заменили накладку. Подскажите, пожалуйста, как грамотно закрыть договор абонентского обслуживания и перейти на ремонт по факту.В случае, если домофон не работает, а плата всё равно начисляется, жильцы могут потребовать у обслуживающей организации провести перерасчёт.

По словам Сергея Улитина, для этого нужно подать соответствующее заявление в письменной форме о поломке домофона и о непринятии мер по её устранению в установленные договором сроки. Если же организация отказывается производить перерасчёт, собственники вправе оспорить её действия в судебном порядке. Для этого можно обратиться в Госжилинспекцию Кировской области, прокуратуру или суд.

Если же вы хотите изменить условия договора или вовсе отказаться от услуг этой обслуживающей компании и выбрать другую, то такое решение должно приниматься на общем собрании жильцов большинством .

К слову, во многих городах России уже неоднократно проходили судебные процессы по «домофонным» вопросам, и, как показывает практика, суд зачастую встаёт на сторону жильцов. Так, например, положительные решения были приняты в Москве, Воронеже, Красноярске и других городах.

– Есть ведь гарантия на любое оборудование, в том числе и домофонное, и в течение её срока все неисправности должны устраняться бесплатно. То есть в это время можно не платить абонентскую плату?

Гарантийный срок – это время, в течение которого фирма обязуется за свой счёт заменить или отремонтировать оборудование, если в нём будет выявлен заводской брак. Обычно он равен одному году.

Как уточняют в Роспотребнадзоре, по закону «О защите прав потребителей» организация отвечает за недостатки оборудования только в том случае, если не будет доказано их появление вследствие нарушений правил эксплуатации, действий третьих лиц или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Другими словами, не все поломки могут попадать под гарантийный случай, и если ваш домофон периодически подвергается, например, нападкам вандалов, то вины обслуживающей компании в этом нет.

Однако, как отмечает Сергей Улитин, существует и более широкое понятие – гарантийное обслуживание. Помимо ремонта или замены товара оно подразумевает оказание услуг по дополнительной настройке, регулировке, техническому сопровождению установленной системы.

В зависимости от условий договора срок гарантийного обслуживания может составлять от трёх месяцев до трёх лет. И плату за обслуживание домофона начинают взимать сразу после завершения работ по установке домофонной системы и подписания акта сдачи-приёмки.

Если в договоре предусмотрена ежемесячная оплата, первый платёж осуществляется через месяц после начала использования оборудования.

Таким образом, взимание ежемесячной платы за обслуживание домофона сразу после его установки не противоречит законодательству, а собранные средства идут на обслуживание системы и проведение иных работ, то есть гарантийные обязательства являются только частью абонентского обслуживания.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/obyazany-li-zhilcy-doma-platit-za-domofon-25302/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.