Иск об изъятии земельного участка

Содержание

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Иск об изъятии земельного участка
Законы и кодексы » Земельный кодекс Российской Федерации » Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд » Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также – решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

2. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

3. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

4. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.

В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.

5. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

6.

Орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии, в том числе по результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости и (или) переговоров с ними об изъятии земельных участков, по согласованию с лицом, подавшим ходатайство об изъятии земельных участков (при его наличии), вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

7. Решение об изъятии не может быть принято в случае, если:

1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

8.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

9.

Переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.

10. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

11. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ “О почтовой связи” (далее – Федеральный закон “О почтовой связи”) предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.

12. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

13. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

14. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.

Источник: https://advokat-malov.ru/zakony-i-kodeksy/zemelnyj-kodeks-rossijskoj-federacii/glava-vii-1--poryadok-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd/statya-56-6-zemelnyy-kodeks-rf.html

Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в 2019 году, образец ходатайства, особенности подачи | Земельный эксперт

Иск об изъятии земельного участка

Земельным кодексом определены два способа отчуждения наделов для нужд муниципалитета или государства:

Ходатайство – это документ, который оформляется определенными в законе субъектами. Предусмотрена письменная форма, и чаще всего используется типовой бланк. Требования по содержанию и оформлению устанавливаются Правительством РФ.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В ходатайстве указывается:

  1. информация о заявителе;
  2. данные о земельном участке;
  3. цель изъятия участка.

Ходатайство предусматривает оформление изъятия в отношении одного или нескольких земельных участков. Такой документ служит основанием для принятия дальнейшего решения по изъятии земель

Документы, подаваемые вместе с ходатайством

Помимо самого заявления (ходатайства) подготавливается пакет документов, которые могут потребоваться для принятия дальнейшего решения. В список таких документов входят:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства;
  • копия решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
  • выписка из ЕГРП, ЕГРЮЛ;
  • другие документы по требованию городской управы.

Если подается ходатайство об отчуждении участка, который предстоит образовать, то к заявлению необходимо приложить утвержденный проект межевания.

Кем подается ходатайство об изъятии земельного участка

Земельным законодательством определено, что ходатайство об изъятии земельного участка может быть подано следующим организациями:

  1. Предприятиями, располагающими правом на совершение указанных действий и входящими в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 года.
  2. Органами власти при изъятии земли для выполнения условий международного договора, а также для строительства и реконструкции объекта федерального значения с оплатой из бюджета (частично или в полном объеме).
  3. Государственными унитарными предприятиями при отчуждении надела, требующегося для участия в адресной программе инвестирования.
  4. Естественными монополиями при передаче земель для размещения федеральных объектов.
  5. Недропользователями при необходимости отчуждения территорий для проведения необходимых разработок.

Ходатайство можно подать лично, направить по почте или через интернет в электронном виде.

Особенности подачи ходатайства об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Рассмотрение ходатайства может быть отложено и осуществлен возврат документов в течение пяти дней с момента их поступления по следующим причинам:

  • ведомство не располагает полномочиями по принятию решений об отчуждении земли для целей, обозначенных в заявке;
  • отсутствует межевая схема или проект застройки, предполагающие образование нового участка;
  • форма и содержание заявления не соответствуют установленным требованиям.

Для устранения допущенных ошибок организация может вновь подать заявление , но уже по месту назначения и в той форме, которая определена законом.

В тридцатидневный срок с момента получения заявления уполномоченный орган выполняет одну из следующих процедур:

  1. Формирует и направляет официальный запрос в ведомство, выполнявшее регистрацию прав на данный участок с целью определения собственника земли.
  2. Принимает решение по ходатайству и направляет его организации. При отказе обязательно указывается причина.
  3. Публикует данные на официальном сайте и в прессе о будущем отчуждении земли.

Уполномоченное ведомство имеет право отказать в удовлетворении ходатайства. Это возможно в следующих случаях:

  • не соблюдены условия изъятия участка, указанные в земельном законодательстве;
  • основания изъятия не предусмотрены порядком землепользования;
  • приложенная межевая схема или проект не могут быть утверждены по ряду оснований;
  • другие ситуации, предусмотренные законами РФ, а также постановлениями отдельных муниципалитетов и регионов.

Каждое из указанных обстоятельств может стать причиной для вынесения отказа по ходатайству. Если имеется хотя бы одно из них, то организация не сможет вновь подать ходатайство на изъятие территории.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Изъятие территории может производиться на основании ходатайства.
  2. В ходатайстве указывается полная информация о заявителе, технические данные участка, а также основания для изъятия надела.
  3. Законом предусмотрена письменная форма документа, чаще всего типовой бланк.
  4. Совместно с ходатайством должны быть представлены технические бумаги на участок, а при необходимости — межевая схема или план, утвержденный официально.
  5. Ходатайство подается различными группами предприятий и организаций.
  6. Документ возвращается без рассмотрения в том случае, если он подан в неуполномоченное ведомство или не отвечает форме и требованиям .
  7. В тридцатидневный срок исполнительный орган обязан сделать запросы в регистрирующие ведомства, а также опубликовать данные об изъятии территорий.
  8. В ходатайстве отказывается при отсутствии законных оснований, необходимых документов, несоблюдения условий изъятия.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Форма ходатайства об изъятии земельных участков

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/izyatie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/xodatajstvo-ob-izyatii-zemelnyx-uchastkov/

Примерная форма искового заявления в суд общей юрисдикции об изъятии земельного участка у собственника в связи с его неиспользованием по целевому назначению (подготовлено экспертами компании

Иск об изъятии земельного участка

[Наименование суда, в который подается заявление]

Истец: [наименование уполномоченного органа власти][адрес, телефон, факс, адрес электронной почты]

Ответчик: [Ф. И. О. правообладателя][число, месяц, год] года рождения
[адрес, телефон, факс, адрес электронной почты]

Третье лицо: [наименование органа регистрации прав][адрес, телефон, факс, адрес электронной почты]

Исковое заявление в суд общей юрисдикции
об изъятии земельного участка у собственника в связи с его неиспользованием по целевому назначению

[Наименование и реквизиты распорядительного акта] Ответчику в собственность предоставлен земельный участок (кадастровый номер [значение]) с назначением: [указать категорию земель, например, земли сельскохозяйственного назначения] для [указать вид разрешенного использования], площадью [значение] кв. м, расположенный [указать точный адрес или положение относительно ориентиров].

[Число, месяц, год] за Ответчиком зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N [значение].

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” установлено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, осуществлять мероприятия по охране земель.

В силу статьи 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному Постановлению Правительства Российской Федерации неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

В ходе проведения мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации на территории [указать район, субъект РФ] было установлено, что Ответчик не выполняет обязательные мероприятия по защите земель от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью.

Согласно акту осмотра от [число, месяц, год] принадлежащий ему земельный участок на всей площади зарос многолетней сорной травянистой растительностью высотой от [значение] м до [значение] м и древесно-кустарниковой растительностью высотой от [значение] м до [значение] м на площади около [значение] кв. м.

Следы проведения агротехнических мероприятий отсутствуют. Следы выпаса скота отсутствуют. Земельный участок по всей площади сильно задернован.

Характер растительности и отсутствие следов ведения сельского хозяйства свидетельствуют о том, что указанный участок не использовался для систематического сельскохозяйственного производства более [значение] лет.

По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении от [число, месяц, год], и постановлением N [значение] от [число, месяц, год] должностного лица Управления Россельхознадзора по [указать субъект РФ] Ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

[Число, месяц, год] в адрес Ответчика было вынесено предписание N [значение] о проведении в срок до [число, месяц, год] мероприятий по ликвидации зарастания участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью и использовании земельного участка для сельскохозяйственного производства или целей, связанных с сельскохозяйственным производством, способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия почв.

[Число, месяц, год] [указать должностное лицо] при проведении внеплановой проверки в связи с истечением срока выполнения предписания установлен факт непроведения Ответчиком мероприятий, указанных в предписании.

В ходе осмотра установлено, что земельный участок Ответчика на всей площади зарос однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью естественного происхождения высотой от [значение] м до [значение] м, а на [значение] % от общей площади – древесно-кустарниковой растительностью высотой от [значение] м до [значение] м.

Указанное состояние земельного участка свидетельствует о том, что Ответчик не использует земельный участок по назначению более 3 лет.

Предписанием от [число, месяц, год] N [значение] Управления Россельхознадзора по [указать субъект РФ] Ответчика обязали принять меры по устранению нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений земельного законодательства Российской Федерации на территории [вписать нужное] района.

По данному факту в отношении Ответчика был составлен протокол об административном правонарушении от [число, месяц, год] N [значение], и постановлением Управления Россельхознадзора по [указать субъект РФ] от [число, месяц, год] N [значение] Ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью [значение] статьи 8.8 КоАП РФ.

Предписанием N [значение] Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по [указать субъект РФ] о допущенном земельном правонарушении от [число, месяц, год] Ответчик был уведомлен о необходимости приведения земельного участка с кадастровым номером [значение] в состояние, пригодное для осуществления сельскохозяйственного производства или иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также проинформирован, что в случае невыполнения предписания об устранении земельного правонарушения материалы о принудительном прекращении права на указанный земельный участок будут направлены в [наименование уполномоченного органа] для принудительного изъятия земельного участка в связи с eгo ненадлежащим использованием.

Постановлением мирового судьи судебного участка [вписать нужное] по делу N [значение] от [число, месяц, год] Ответчик признан виновным в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

В связи с неисполнением предписания материалы государственного земельного контроля для решения вопроса о принудительном изъятии спорного земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 6 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” были направлены в [наименование уполномоченного органа].

На основании изложенного, руководствуясь статьями 131, 132 ГПК РФ, прошу:

1. Прекратить право собственности [Ф. И. О. ответчика] на земельный участок площадью [значение] кв. м с кадастровым номером [значение], находящийся по адресу: [вписать нужное].

Приложение:

1) копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц/уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов;

2) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Источник: https://base.garant.ru/55729428/

Истребование земельного участка из незаконного владения

Иск об изъятии земельного участка

Необходимость в составлении виндикационного иска возникает при занятии участка земли, которая находится в собственности, лицом, не имеющим такого права, т.е. не являющимся собственником этого имущества.

При возникновении проблемы в виде занятия участка земли помимо воли его собственника лицом, не имеющим такого права, или ограничения собственника в правах пользования собственным наделомнеобходимо решать вопрос безотлагательно.

При этом лучше воспользоваться услугами квалифицированных юристов.

Для успешного разрешения таких споров, в том числе касающихся истребования земельного участка из незаконного владения, необходимы знания не только законов, но и практики их применения при рассмотрении дел в судах. Необходимо понимать, что под самовольным занятием участка подразумевают не только его захват, но и:

  • выделение во временное пользование на основании договора аренды;
  • приобретение в собственность в соответствии с договором купли-продажи;
  • получение надела по наследству;
  • выкуп земельного участка у муниципалитета или государства в результате проведения аукциона;
  • завладение ЗУ по другим основаниям, предусмотренным в Земельном и Гражданском Кодексах РФ (ЗК РФ и ГК РФ).

В соответствии с ГК РФ (ст. 209), собственники земельных участков имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться имеющимся у них имуществом.

Право на земельный участок, находящийся в собственности, можно приобрести путём заключения сделок с собственником, таких как купля-продажа, дарение, мена или другая сделка, в результате которой возможно отчуждение данного имущества согласно ч.2 ст.218 ГК РФ.

Самовольным завладением считается занятие ЗУ гражданами, которым надел не принадлежит ни по какому праву, т.е. основания его приобретения ими не согласуются с действующим законодательством.

В таких ситуациях собственнику ЗУ можно попытаться урегулировать спор в досудебном порядке, но не всегда можно решить вопрос таким способом.

Поэтому истребовать земельный участок, находящийся в незаконном чужом владении, можно через суд.

Способы изъятия земельного участка, находящегося в чужом незаконном владении

В соответствии с законодательством, изъять ЗУ, находящийся в чужом незаконном владении, можно следующими способами:

  • виндикацией. Собственник ЗУ, который не владеет данным имуществом, имеет право на истребование своего надела у ответчика, права которого вызывают сомнения;
  • признанием сделки ничтожной (двусторонней реституцией). Имущество, принадлежащее, каждой из сторон на момент заключения сделки, возвращается его прежним собственникам.

Важно! Виндикационный иск рассматривается в течение общего срока исковой давности, т.е. в течение трёх лет с момента, когда истцу стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав. В качестве истца по такому иску может выступать собственник ЗУ, которым было утрачено владение данным имуществом, а также титульные владельцы земли.

Исковое заявление должно составляться в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством. В данном документе необходимо указание:

  • полного наименования судебной инстанции, в которую будет подаваться заявление для рассмотрения дела по существу;
  • наиболее полных данных об ответчике;
  • данных об истце;
  • обстоятельств дела, т.е. указание времени и оснований приобретения ЗУ со ссылкой на документы, устанавливающие такое право;
  • границ земли со ссылкой на кадастровые документы;
  • времени, т.е. того момента, когда истец узнал о том, что его надел находится в незаконном владении;
  • факта незаконного владения всем наделом или его частью;
  • других доказательств, свидетельствующих о самовольном захвате ЗУ ответчиком (для подкрепления своей позиции необходимо ссылаться на нормы, предусмотренные в законодательстве);
  • требований, изложенных в исковом заявлении и касающихся истребования части земельного участка или всего надела, находящегося в незаконном владении, для рассмотрения их в судебном порядке;
  • даты, подписи, фамилии и инициалов заявителя;
  • приложения, в котором находится перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению и направляемых в суд для рассмотрения спора;
  • информации об уплате гос. пошлины.

Для истребования ЗУ исковое заявление может подаваться не только законным собственником, но и местной администрацией, когда муниципальная земля самовольно была захвачена по вине одного из собственников, что повлекло нарушение прав соответствующих органов. В данном случае важно официальное подтверждение факта незаконного владения ЗУ.

Иск об истребовании надела, находящегося в чужом незаконном владении, подаётся в судебную инстанцию по месту нахождения ЗУ, относительно которого возник спор. При рассмотрении такого дела судом проводится исследование следующих обстоятельств:

  • факта, подтверждающего принадлежность истцу надела, в отношении которого возник спор;
  • факта, подтверждающего нахождение у ответчика ЗУ, ставшего предметом спора;
  • факта, свидетельствующего о добросовестном владении чужим наделом земли;
  • других обстоятельств (в том числе, показаний свидетелей), необходимых для вынесения судом объективного решения в соответствии с законодательством.

Добровольным отказом собственника от права его на землю может признаваться не появление собственника на своём участке в течение длительного времени, неуплата земельного налога и взносов в товарищество. Отказ собственника от ЗУ в добровольном порядке устанавливается судом. После проведения данной процедуры новый владелец имеет право находиться на конкретном участке и оформлять права на него.

Перечень документов, необходимых для подачи искового заявления в суд

Истребовать земельный участок через суд можно только на основании доказательств, свидетельствующих о незаконном захвате его ответчиком. Для этого истцу потребуется предоставление в суд:

  • документа, устанавливающего право на конкретный надел земли, с указанием его площади и установленных границ;
  • доказательств незаконного владения ЗУ;
  • документальных доказательств факта того, что ответчик владеет землёй незаконно. К таким доказательствам можно отнестии показания свидетелей.

Однако для подтверждения законности владения землёй ответчиком также могут приниматься следующие меры:

  • предъявление документа при рассмотрении дела в суде, который подтверждает приобретение земли на возмездной основе, а также предоставление других документов, свидетельствующих о добросовестном приобретении ЗУ;
  • подача встречного иска с требованием признания судом отсутствия права на земельный участок у истца;
  • ходатайство перед судом для отложения рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления времени на сбор документов и др. В таком случае время рассмотрения дела в суде затянется.

При истребовании ЗУ, находящегося в чужом незаконном владении, важно доказать следующие обстоятельства:

  • наличие права собственности у истца на земельный надел, имеющий определённую площадь и обозначенные границы;
  • факт незаконного владения данным ЗУ или частью этой земли конкретным лицом или несколькими лицами.

Если одно из вышеперечисленных обстоятельств не будет доказано, суд может отказать истцу в истребовании ЗУ, находящегося в чужом незаконном владении.

Как защитить свои права на землю в случае незаконного владения

Незаконное владение ЗУ доказать бывает непросто, поскольку в процессе разбирательства дела в суде могут появиться документы, о существовании которых никому не было известно ранее.

Кроме того, возможно признание этих документов в процессе судебного разбирательства ничтожными, и тогда каждая из сторон, подавшая их, имеет право их забрать.

Для успешного решения вопроса лучше обратиться за оказанием услуг к опытному юристу, который подготовит пакет необходимых документов, выберет наиболее подходящий способ защиты ваших прав на землю и примет участие в судебных разбирательствах.

С уважением к Вам и вашему бизнесу,

юридическая компания “Деловой подход”

Источник: https://del-pod.ru/istrebovanie_zemelnogo_uchastka_iz_nezakonnogo_vladeniya.html

За что могут изъять земельный участок у собственника и как получить компенсацию

Иск об изъятии земельного участка

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд — это прекращение права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также досрочное прекращение договора аренды или договора безвозмездного пользования земельного участка по инициативе государства.

На основании чего государство изымает земли

Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений.

В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения.

Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.

Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.

При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.

В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.

Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором

В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:

  1. использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования;
  2. неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется № 101-ФЗ от 24.07.2002, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
  3. неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.

Какой штраф за нецелевое использование земельного участка

Пунктом 2 ст. №7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.

Причины изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения

Согласностатьи №6 ЗК РФ «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» для изъятия земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено два основания.

Ухудшение полезных свойств земельного участка

Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев:

  • снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;
  • снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;
  • повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;
  • снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;
  • снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.

Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:

  • загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
  • размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.

Земельный участок не используется более 3-х лет

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.

Причины изъятия земельного участка для строительства

  1. На основании статьи 284 ГК РФ  неиспользование земельного участка для строительства в течение 3-х лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды.

  2. Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

    Данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность.

Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но и влечет серьезные риски утраты права на земельный участок.

Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд

  1. Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.

  2. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
  3. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

Как могут изъять земельный участок под недостроем

В соответствии с № 171-ФЗ от 23.06.2014 для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.

Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года.

Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства.

Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.

В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

Выводы

  1. От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
  2. Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
  3. Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.

Источник: https://zembaron.ru/oformlenie/izyatie-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.