Изменение и расторжение контракта по 44 фз

Содержание

Изменение и расторжение контракта по статье 95 44-ФЗ

Изменение и расторжение контракта по 44 фз

Существенные условия контракта — это те условия, которые прямо закреплены законом как обязательные. Гражданским кодексом к ним отнесены положения о предмете сделки, а также иных условиях, которые указаны в законе или иных НПА как обязательные.

Исходя из содержания отдельных положений 44-ФЗ, к существенным условиям также относятся:

  • цена контракта в целом и каждого отдельного этапа, если предусмотрено поэтапное исполнение обязательств;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты и приёмки ТРУ, а также гарантийных обязательств, если заказчик выдвинул требования о гарантии;
  • регулирование объёмов и срока возврата обеспечения, если таковое предусмотрено договором;
  • предоставление нового обеспечения исполнения в случае если у первоначального банка будет отозвана лицензия на осуществление деятельности;
  • в случае если обязательные платежи, связанные с исполнением, в соответствующие бюджеты уплачивает заказчик — положение об уменьшении суммы, которая подлежит уплате в равном размере.

Согласно положениям 459-ФЗ, с 01.01.2020 заказчики обязаны вносить в контракт условие о казначейском назначении средств, а иногда в том числе и о казначейском исполнении обязательств, если они получают средства из федерального бюджета на реализацию своих нужд.

Несмотря на то, что по общему правилу изменение существенных условий контракта не представляется возможным, ст. 95 44-ФЗ предусматривает некоторые условия, по которым заказчик вправе изменить договор:

  • снижение цены при неизменном количестве, качестве и иных условиях ТРУ. Это должно быть прописано в документации и госконтракте, либо в договоре, если речь о закупке у единственного поставщика;
  • изменяется количество ТРУ, при этом пропорционально корректируется и цена. При этом предел изменений — 10% и не должно быть дополнения новыми позициями;
  • ввиду обстоятельств непреодолимой силы одной из сторон невозможно дальнейшее исполнение обязательств, в связи с чем изменяются условия контракта. Такие поправки можно внести в случае, если контракт заключён на срок не менее трёх лет для обеспечения региональных или федеральных нужд, на суммы, не превышающие указанных в п. 1 Постановления Правительства № 1186. Внесение изменений возможно только на основании решения соответствующего органа;
  • изменяются согласно законодательству тарифы (цены) на предмет контракта;
  • снижаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. Изменения вносятся путём заключения дополнительного соглашения. Корректировки, связанные со спецификацией контракта в части сокращения ТРУ, осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства № 1090;
  • изменяется цена договора на лечение гражданина РФ за пределами страны, заключённого с иностранной организацией. Такая возможность изначально должна быть предусмотрена договором. Поправки вносятся в соответствии с медицинскими показаниями;
  • изменение контракта, подписанного на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 44-ФЗ с единственным поставщиком.

В остальных случаях изменение существенных условий не допускается.

Изменение ставки НДС

Ввиду изменений НДС с 01.01.2020 с 18 до 20% закон предусматривает изменение цены госконтракта в обозначенные сроки его исполнения по соглашению сторон в пределах возросшей ставки НДС при соответствии ситуации следующим условиям:

  • контракт заключён до 01.01.2020;
  • при обосновании НМЦК, а также иными условиями контракта увеличенная ставка не предусмотрена;
  • приёмка и оплата ТРУ производится после 01.01.2020.

Таким образом в 2020 участники госзакупок получили новую возможность для изменения существенных условий заключённого контракта.

Ст. 95 44-ФЗ предусматривает возможность поставки предмета соглашения, отличного от прописанного в контракте, в случае, если он превосходит по характеристикам тот, что был заявлен изначально.

При этом цена единицы ТРУ и стоимость контракта в целом изменению не подлежат. А также невозможно изменить таким образом страну происхождения товара.

Изменения возможно производить только на этапе исполнения. Во время заключения такие поправки недопустимы.

В случае если поставщик заведомо знает, что не сможет поставить необходимый товар, но при этом всё равно заключает контракт, он подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ. Это же касается и заказчика, в случае, если он также был осведомлен об этом и заключал контракт с целью изменить его предмет в дальнейшем.

Изменение товара в лучшую сторону допустимо лишь в отношении обозначенных в контракте характеристик.

Таким образом, если новый товар отличается от изначального в лучшую сторону, например, габаритами, но в контракте изначально габариты не закреплены как характеристика товара, а по остальным характеристикам товары равны, изменение предмета контракта недопустимо, так как не соблюдается условие об улучшении характеристик.

Важно, что и прочие параметры при этом также не должны меняться в худшую сторону.

То есть если изначально вы заказываете принтер, печатающий со скоростью 15 страниц в минуту, но имеющий и цветную, и чёрно-белую печать, а исполнитель предлагает заменить его на устройство со скоростью 20 страниц в секунду, но только с чёрно-белой печатью, то, в случае, если условие о возможность цветной печати было указано в контракте, изменение предмета невозможно.

А также изменить предмет контракта нельзя, если в отношении предмета закупки действует нормативно-правовой акт, определяющий его обязательные характеристики для осуществления госзакупок, за которые заказчик не имеет права выходить.

Расторжение и отказ

Положения ст. 95 44-ФЗ предусматривают расторжение контракта в порядке одностороннего отказа, в судебном порядке или по соглашению сторон.

При условии, что это было предусмотрено договором, заказчик может отказаться от контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями ГК РФ о некоторых видах обязательств. В течение трёх дней после отказа решение об этом должно быть размещено в ЕИС, а также направлено исполнителю.

При этом если исполнитель добросовестно исполнил свои обязательства, заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на то существенной причины. Таким образом, исполнители защищены от ситуаций, при которых заказчик мог бы отказаться от оплаты качественно оказанных работ или услуг, либо товара, поставленного в соответствии с требованиями контракта.

Существует перечень случаев, в которых заказчик обязан отказаться от контракта:

  • предоставление поставщиком недостоверной информации о товаре, в частности, если это позволило ему стать победителем торгов;
  • инвестиционное производство предмета заключённого контракта было освоено, создано или модернизировано на территории РФ.

Если расторжение контракта производится в связи с ненадлежащим поведением исполнителя, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик также имеет право на односторонний отказ.

В случае расторжения договора в одностороннем порядке, другая сторона должна быть немедленно уведомлена об этом с указанием причины. Если в течение 10 дней нарушения будут устранены, решение о расторжении подлежит отмене. Если нарушения устранены не были, решение о расторжении договора вступает в силу. Таким образом, контракт считается расторгнутым через десять дней после принятия решения.

Причиной расторжения договора может быть существенное нарушение условий. Например, поставка товара с грубыми несоответствиями или задержка сроков, повлёкшая существенные убытки одной из сторон (речь может идти как о задержке поставки, так и о задержке приёмки).

Обязательным условием расторжения договора наличие в заключённом договоре мер ответственности для виновной стороны. Таким образом пострадавший от недобросовестности контрагента может рассчитывать на возмещение ущерба.

После принятия решения о расторжении контракта заказчиком в одностороннем порядке и надлежащего уведомления поставщика у последнего есть 10 дней на исправление нарушений, после чего договор будет расторгнут, а сведения об исполнителе будут внесены в РНП.

Экспертиза

Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.

Закон не предусматривает, каким образом должна проводиться проверка в конкретном случае.

Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию.

А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам.

Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.

Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.

Ответственность

В случае расторжения контракта по вине поставщика, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков. Также заказчик имеет право взыскать с него неустойку и подать в суд на возмещение ущерба, причинённого ненадлежащим исполнением обязательств.

Причём взыскать неустойку заказчик может и в случае расторжения договора по соглашению сторон, если в соглашении не было прописано, что обязательства сторон в части несения ответственности также прекращаются. Впрочем, это можно отнести и к поставщику.

Поставщик может потребовать возмещения ущерба, причинённого отказом от контракта, в случае, если отказ произошёл не из-за его ненадлежащего исполнения обязательств. В соответствии со ст. 451 ГК РФ, он также может требовать возмещения средств, затраченных на приобретение партии товара, а также возмещение банковской гарантии.

Решение данных вопросов производится в порядке арбитражного судопроизводства. Также для привлечения к ответственности можно обратиться в ФАС для применения к виновному соответствующих взысканий.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/izmenenie-i-rastorzhenie-kontrakta-po-state-95-44-fz

Изменение условий и расторжение государственного контракта на основании статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ

Изменение и расторжение контракта по 44 фз

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в Единой информационной системе. Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи.

Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением.

Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/izmenenie-kontrakta.html

Изменение и расторжение контракта (ст. 95)

Изменение и расторжение контракта по 44 фз

“Если б знать где упасть – соломки подстелил бы” – все мы знаем эту народную мудрость. Жаль, что при исполнении контракта нельзя всё предусмотреть на стадии его заключения. А уж тем более на стадии планирования закупки нельзя предвидеть все возможные варианты по развитию событий. Поэтому Законом о контрактной системе предусмотрена возможность изменения и расторжения контракта.

Внесение изменений на стадии исполнения

Внесение изменений в контракт на стадии его исполнения возможно:

1. Если возможность изменения контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом:

  • при снижении цены контракта без изменения количества и объема товаров, работ, услуг;
  • увеличение или уменьшение количества и объема ТРУ в пределах десяти процентов цены контракта.

2. Если цена контракта для обеспечения федеральных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения Правительства РФ.

3. Если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.

4. Если цена контракта для обеспечения муниципальных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения местной администрации.

5. Изменение регулируемых государством цен (тарифов) на ТРУ.

6. При уменьшении ранее доведённых до Заказчика лимитов бюджетных обязательств – пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом уменьшение цены контракта должно быть произведено по методике, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28.1.2013 №1090.

7. При оказании медицинских услуг по лечению гражданина РФ в иностранной организации. Если возможность изменения контракта была предусмотрена контрактом.

При исполнении контракта допускается перемена как Заказчика так и Поставщика. Однако, должно быть соблюдено следующее условие – новый Заказчик/Поставщик должен быть правопреемником Заказчика/Поставщика вследствие реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае если закупка проводится без применения норм национального режима в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг, то допускается поставка ТРУ улучшенного качества по сравнению с характеристиками, заявленными в документации о закупке.

Расторжение контракта по 44-фз

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса допускается расторжение заключенных контрактов по следующим основаниям:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ от исполнения контракта.

Если с первыми двумя пунктами всё более менее понятно, то односторонний отказ от исполнения контракта рассмотрим с двух сторон.

Одностороннее расторжение контракта заказчиком

В первую очередь, возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть предусмотрена контрактом. Во вторую очередь, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу РФ и его статьям 310, 523, 715, 717, 782.

Они и подскажут Заказчику в каком направлении двигаться при желании одностороннего расторжения контракта. Также помощником в подобном расторжении будет служить экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Естественно, результаты такой экспертизы должны указывать на некачественное исполнение контракта, нарушение его условий.

Решение об одностороннем отказе должно быть размещено Заказчиком в Единой информационной системе и направлено Поставщику любым способом.

На все эти действия у Заказчика есть три рабочих дня. Далее действуем по следующей схеме:

– если у нас есть отметка о вручении уведомления Поставщику, то ждём десять календарных дней. И тут два варианта развития событий:

  • от Поставщика есть ответ, он исправил недостатки по контракту, компенсировал затраты на проведение экспертизы – тогда Заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе, опубликованное в ЕИС.
  • от Поставщика нет ответа, то по истечении этих десяти дней контракт автоматически считается расторгнутым в одностороннем порядке.

– если у нас нет отметки о вручении уведомления Поставщику, то ждём тридцать календарных дней. По истечении этого времени и при отсутствии ответа от Поставщика контракт будет считаться расторгнутым.

Всем Поставщикам следует помнить, что одностороннее расторжение контракта, даже если это произошло один раз, является основанием для внесения денных в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А для заказчика одностороннее расторжение контракта это ещё одна головная боль, как и несостоявшаяся процедура закупки. И данные в реестр теперь вносить надо, и заново закупку проводить.

Благо Закон о контрактной системе позволяет провести закупку путем запроса предложений или запроса предложений в электронной форме. Необходимо отметить, что если расторгнутый контракт был частично исполнен, то новая закупка должна быть пропорционально уменьшена в цене и объемах закупаемых ТРУ.

Также Закон о контрактной системе предписывает нам несколько обязательных случаев одностороннего расторжения контракта со стороны Заказчика:

  1. Предоставление поставщиком заведомо недостоверных сведений о товаре, работе или услуге при определении победителя закупки.
  2. Расторжение инвестиционного контракта в соответствии с которым заключен контракт по п.47 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
  3. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по п.48 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе был расторгнут контракт, заключенный согласно ст. 111.4 этого Закона.

Одностороннее расторжение контракта поставщиком

Да, такие случаи тоже бывают. Не только поставщики не исполняют обязательства по контрактам. Встречаются и недобросовестные Заказчики. Для этого в первую очередь стоит обратиться к статья 310, 523 и 782 Гражданского кодекса РФ.

В течение трёх рабочих дней поставщик обязан уведомить заказчика о своём решении. А уже через десять календарных дней, при молчании заказчика, решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу.

Если же все претензии были устранены в течении десятидневного срока, то решение о расторжении контракта поставщик обязан отменить.

Нормативная база:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1090;

Источник: https://good-tender.ru/razbor/736-izmenenie-i-rastorzhenie-kontrakta-st-95

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Изменение и расторжение контракта по 44 фз

Статья актуальна на 7 июля 2020

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Особенности исполнения, изменения и расторжения контракта в федеральном законе №44-ФЗ (о Контрактной системе)

Изменение и расторжение контракта по 44 фз

Продолжаем цикл статей, посвященный обзору Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Вы уже знаете, что закон №44-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 года и заменит №94-ФЗ.

В этой статье мы подробнее расскажем об особенностях исполнения, изменения и расторжения государственного контракта, о которых говорится в статьях 94-95 №44-ФЗ.

Особенности исполнения контракта

Закон 44-ФЗ регулирует некоторые условия исполнение контракта. Напомним, что в действующем законодательстве эта процедура не прописана. Новое законодательство регламентирует порядок исполнения контракта – комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и обеспечивающие достижение результатов, предусмотренных контрактом. В данный комплекс входят следующие вопросы:

  • как должны взаимодействовать заказчики с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по всем вопросам исполнения контракта;
  • как проводить экспертизу результатов исполнения контракта;
  • как заказчик должен принимать и документировать результаты исполнения контракта.

Заказчик может привлекать экспертов для проведения экспертизы соответствия условиям контракта выполненных работ или поставленного товара. Также заказчик обязан размещать в единой информационной системе отчеты об этапах исполнения поставщиком заказа.

Как изменять заключенный государственный контракт?

Процедура изменения контракта, закрепленная в 44-ФЗ, практически не отличается от процедуры, содержащейся в 94-ФЗ. По-прежнему не допускается менять существенные условия контракта. Однако новый закон определяет несколько случаев изменения по соглашению сторон. Напоминаем вам, что возможность изменения, как и в случае с односторонним расторжением, должна оговариваться в контракте.

Заказчик имеет право устанавливать возможности изменения контракта для определенных условий договора.

Что может изменить заказчик:

  • снизить цену контракта, но не менять количество и качества товара или объема оказываемых услуг;
  • уменьшить или увеличить количество товара или объем работ до 10% от общего объема. С уменьшением объема цена должна быть также снижена.

Изменить контракт можно и в тех случаях, если правительственный орган выносит решение о возможности изменений условий долгосрочных и дорогостоящих контрактов для обеспечения нужд.

Можно ли расторгнуть государственный контракт?

Уже на стадии исполнения условий контракта заказчик и поставщик могут в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Напомним, что в июне 2013 года вступили в силу поправки к закону №94-ФЗ, которые изменили способы расторжения контракта. Отныне госконтракт можно расторгнуть как по решению суда, так и по соглашению сторон или вследствие одностороннего расторжения контракта.

За любой из сторон закреплена равная возможность расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке, но только в случае, если такое условие установлено в контракте.

Закон №44-ФЗ подробно регламентирует процедуру оформления решения об одностороннем расторжении, а также то, каким образом другая сторона должна быть об этом оповещена.

Важно помнить, что подтверждение о вручении уведомления противной стороне должно быть зафиксировано и документировано.

Это обусловлено тем, что решение вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления.

При расторжении контракта в одностороннем порядке заказчик имеет право провести закупки путем проведения запроса предложений.

Важно отметить, что поставщик, как и заказчик, в случае одностороннего расторжения контракта, имеет право требовать возмещение фактически нанесенного ущерба.

Возникли вопросы? Задавайте!

Познакомьтесь с другими статьями о Контрактной системе:

Что такое «контрактная система»

Новые правила обеспечения заявки

Каковы отличительные особенности исполнения контракта по новому законодательству?

Как подаются заявки на участие в электронных аукционах при КС?

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/ispolneniye-kontrakta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.